Перейти к основному содержанию

Студенты института иностранных языков стали участниками проекта «Устная история: XX век в воспоминаниях»

Изображение
Студенты института иностранных языков стали участниками проекта «Устная история: XX век в воспоминаниях»

В рамках дисциплины «История России» для неисторических специальностей студентам было предложено разработать проекты по устной истории в видео-формате. Более 50 студентов групп АПСБ-11, АПЧБ-11, ВАБ-11, МКБ-11, САБ-11 и ЧАБ-11 приняли участие в создании уникальных видеороликов.

Замысел проекта принадлежит старшему преподавателю кафедры отечественной истории и историко-краеведческого образования Зарине Багаевой. Идея родилась в процессе общения со студентами на практических занятиях по отечественной истории. Многие процессы XX века оказались сложными для понимания, было непросто запомнить последовательность событий и выстроить взаимосвязь между ними. К тому же, именно история прошедшего столетия наиболее подвержена фальсификациям, что отражено в многочисленных публикациях в открытых источниках, которые и создают искаженное представление о нашем прошлом. В этих условиях и пришла мысль предложить студентам получить информацию из уст первоисточников – людей, чья жизнь неразрывно связана с событиями XX века.

Изображение
Студенты института иностранных языков стали участниками проекта «Устная история: XX век в воспоминаниях»

Студенты записали интервью с членами своих семей по предложенному перечню вопросов, но можно было выйти за их рамки и поинтересоваться деталями, исходя из собственного интереса. Вот лишь некоторые из них: «Если ли в нашей семье сведения о том, чем занимались и как жили наши родственники в первые десятилетия при советской власти?»; «Что известно в нашей семье об участниках событий Великой Отечественной войны? Сохранились ли воспоминания о фронтовых буднях?»; «Исходя из собственных воспоминаний и переживаний, какое событие советской истории, свидетелем которого ты являлся, стало самым значимым и почему?»; «Помнишь ли ты, как тебя посвящали в пионеры? А комсомольцы? Как это было?»; «Как происходил распад СССР? Какие эмоции испытывал в это время?»; «Какой фильм или какая книга, созданные в советское время, оказали на тебя наибольшее влияние? Почему?» и др.

Изображение
Студенты института иностранных языков стали участниками проекта «Устная история: XX век в воспоминаниях»

В качестве опрашиваемых в основном выступили родные и близкие обучающихся. Некоторые студенты записали видео на улице, привлекая к опросам жителей г. Волгограда и гостей города. В студенческих интервью приняли участие преподаватели института иностранных языков и института исторического и правового образования – профессор Ирина Крюкова, доценты Ольга Зайцева, Любовь Бровикова и Иван Гаврилюк. Также заместитель директора по воспитательной работе института иностранных языков Любовь Бровикова поделилась со студентами ценными кадрами из личного архива, сопроводив их ярким рассказом об опыте работы в пионерских лагерях и других формах активного участия молодого советского поколения в общественной жизни страны в прошлом столетии.

Изображение
Студенты института иностранных языков стали участниками проекта «Устная история: XX век в воспоминаниях»

Студенты поделились опытом участия в проекте.

Полина Смолина, гр. ЧАБ-111: «Благодаря проекту «Устная история: XX век в воспоминаниях», я смогла прикоснуться к истории моей семьи, моих предков. Проект выполняет важную миссию: сохранению памяти для будущих поколений. Это проект заставил меня задуматься о ценности жизни, о силе духа того поколения, о стойкости и мужестве моего прадеда. Этот проект не только позволил сохранить историю моей семьи, но и укрепил нашу связь с бабушкой. Бабушка рассказывала о голоде и холоде, о невероятной взаимопомощи и вере в светлое будущее. Слушая ее, я словно перенеслась в то время, ощутила на себе тяжесть тех испытаний. Но вместе с тем, я увидела невероятную силу духа, оптимизм и умение ценить простые вещи, которые были характерны для ее поколения. Я уверена, что подобные проекты необходимы для сохранения нашей истории. Важно, чтобы молодые поколения помнили о подвигах и трудностях, которые пережили их предки.  Это помогает нам лучше понимать настоящее и строить будущее. Участие в проекте стало для меня не просто опытом записи интервью. Это стало путешествием в прошлое, возможностью углубиться в историю своей семьи и своего народа».

Екатерина Шишкина, гр. ЧАБ-111: «Проект открыл для меня уникальную возможность соприкоснуться с историей моей семьи и глубже понять жизнь наших предков в прошлом столетии. Для меня это стало настоящим откровением, так как через рассказы бабушки я узнала о тяжелых испытаниях, выпавших на долю народа, об их радостях и жизненном укладе. Эти воспоминания помогли мне перенестись мысленно в прошлое, прочувствовать дух того времени, одновременно восхищаясь силой характера и способностью радоваться простым вещам. Такие проекты помогают молодежи не забывать предков, героев семьи, их подвиги. Это необходимо для того, чтобы яснее видеть современный мир и уверенно смотреть в будущее».

Изображение
Студенты института иностранных языков стали участниками проекта «Устная история: XX век в воспоминаниях»

Организатор учебного-воспитательного проекта Зарина Багаева подвела итоги: «Проект получился по-настоящему «живым». Респонденты моментами не смогли сдержать слез. Всё, что записано – реальные истории реальных людей, за плечами которых большие испытания нашей истории, где каждый человек испытал радость побед, моменты гордости, но вместе с тем проходил через трудности и горести. Их судьбы неотрывно связаны с историей страны. Студенты с большим трепетом отнеслись к созданию своих видеороликов. Конечно, строгого шаблона не могло быть и каждый представил результат по-своему. В одних проектах атмосфера была приближена к объективным условиям общения, что создавало ощущение присутствия. Другие ребята основательно готовились к созданию антуража – эта тщательная проработка визуальной составляющей делала обстановку контекстно наполненной. Многие студенты включили в проект дополнительные материалы: разместили документы, фотографии, предметы времени. По их собственному признанию, некоторые сведения в семьях до этого не были известны, кто-то имел общие представления об укладе жизни своих родных в прошлом, а теперь получил насыщенную, наполненную подробностями, картину. Было замечательно наблюдать, как они искренне удивлялись некоторым сторонам жизни, либо наоборот – легко выстраивали параллели с нашей сегодняшней бытностью. Эти видео станут жемчужинами семейного архива и послужат замечательным материалом для погружения в прошлое последующим поколениям семьи. Хочется от всей души поблагодарить каждого студента, принявшего участие в создании этого проекта, – за невероятные эмоции, радость познания, внесение личного вклада в сохранение исторической памяти!»

Подобные проекты отвечают задачам, поставленным Минпросвещения по патриотическому воспитанию молодого поколения. Сергей Кравцов неоднократно подчеркивал, что защита исторической правды, сохранение исторической памяти и воспитание чувства преемственности поколений являются приоритетами в работе Министерства просвещения.