Перейти к основному содержанию

Студенты ВГСПУ тестируют инновационные образовательные технологии: VR-реконструкция Нюрнберга и цифровой архив принудительного труда

Изображение
Историки в технопарке

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ) активно внедряются и апробируются передовые методы преподавания истории. Студенты 4 курса института исторического и правового образования в рамках дисциплины «История Новейшего времени» (преподаватель – доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения, доктор исторических наук Татьяна Евдокимова) провели серию занятий, посвященных изучению возможностей современных электронных образовательных ресурсов для повышения эффективности и наглядности исторического образования.

Центральным элементом этой практико-ориентированной работы стали презентации и тестирование двух уникальных цифровых инструментов, обладающих значительным методическим потенциалом для использования как в высшей, так и в средней школе.

Студент  Руслан Семенов представил однокурсникам и преподавателям отечественную инновационную разработку – образовательную VR-игру «Нюрнберг: VRдикт народов», тестирование которой состоялось на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций ВГСПУ. Данный проект представляет собой виртуальную реконструкцию событий, связанных с подготовкой и проведением Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками (1945-1946 гг.).

Изображение
Историки в технопарке

Используя возможности виртуальной реальности, пользователь оказывается в роли следователя, задача которого – собрать неопровержимые доказательства преступлений против человечества, совершенных нацистским режимом. В процессе погружения в исторически достоверную виртуальную среду необходимо находить улики, анализировать документы, сопоставлять факты.

Игра моделирует реальную работу историка-следователя, развивая умения критического анализа источников, верификации информации и построения доказательной базы.

Технология VR обеспечивает эффект присутствия, способствуя глубокому эмоциональному вовлечению и формированию личностного отношения к событиям прошлого, что сложно достичь при традиционных методах обучения. Трансформирует студента/ученика из пассивного слушателя в активного участника исторического расследования.

По единодушному мнению студентов, протестировавших игру, данный ресурс подходит для использования в образовательном процессе старших классов общеобразовательных учреждений. Его можно эффективно интегрировать:

  • В рамках повторительно-обобщающих уроков по теме Второй мировой войны, Холокоста и послевоенного устройства мира.
  • На внеклассных мероприятиях (исторические квесты, проектные недели, занятия исторических кружков и клубов).
  • Для подготовки учащихся к участию в тематических олимпиадах и конференциях.
Изображение
Историки в технопарке

Демонстрация возможностей VR-технологии в Технопарке ВГСПУ наглядно подтвердила готовность университета к внедрению самых современных инструментов в подготовку будущих педагогов.

 

Студентка Анна Батычек провела глубокий анализ и представила методические возможности международной онлайн-платформы «Принудительный труд 1939-1945. Воспоминания и история». Этот уникальный цифровой ресурс посвящен одной из трагических страниц истории ХХ века – судьбам более 20 миллионов человек, насильственно вывезенных на работы в национал-социалистическую Германию.

 

Платформа предоставляет прямой доступ к подлинным свидетельствам очевидцев – устным историям, что является бесценным материалом для формирования навыков исторического анализа и критического мышления. Биографические фильмы и интервью позволяют увидеть историю через призму личных судеб, способствуя развитию эмпатии и пониманию человеческого измерения исторических трагедий.

 

Наличие структурированных методических материалов (фильмы с заданиями, планы уроков) значительно облегчает интеграцию сложной темы в учебный процесс. Ресурс может использоваться не только на уроках истории, но и на занятиях по обществознанию, литературе, иностранным языкам (благодаря мультиязычности), в проектной деятельности.

Платформа способствует осмыслению уроков тоталитаризма, важности защиты прав человека и достоинства личности.

Студенты и преподаватель отметили высокую практическую ценность платформы для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности и при реализации проектов патриотического воспитания. Доступность на русском языке и адаптированные методические материалы делают ее удобным инструментом для учителя.

Практические занятия студентов 4 курса института исторического и правового образования ВГСПУ под руководством д.и.н. Т.В. Евдокимовой продемонстрировали активный поиск и апробацию инновационных путей преподавания сложных тем истории ХХ века. Тестирование VR-игры "Нюрнберг: VRдикт народов" и онлайн-платформы «Принудительный труд 1939-1945» подтвердило их высокую методическую значимость

Отметим, ВГСПУ, обладая современной материально-технической базой, такой как Технопарк универсальных педагогических компетенций, и уделяя особое внимание внедрению передовых образовательных технологий, готовит высококвалифицированных педагогов, способных эффективно использовать цифровые инструменты для воспитания исторической грамотности, гражданственности и патриотизма у будущих поколений.