Лауреатами стали авторы масштабного проекта «Интеграция инофонов в образовательное пространство РФ с позиций социокультурной и языковой адаптации». Премия присуждена в номинации «Научные исследования и внедрение на практике новых методов и технологий в области общественных и гуманитарных наук».
Работа ученых ВГСПУ направлена на решение одной из самых актуальных социально-педагогических задач региона – успешной интеграции детей-мигрантов и их семей в волгоградское сообщество. В ответ на значительный миграционный прирост, коллективом была разработана и внедрена комплексная региональная модель адаптации.
В отличие от традиционных подходов, фокусирующихся исключительно на языковой подготовке, модель ВГСПУ представляет собой целостный механизм. Он включает региональную систему мониторинга, которая позволяет отслеживать процесс адаптации детей-инофонов в разрезе всех муниципалитетов области. Также были разработаны и внедрены уникальные критерии оценки уровня социокультурной и языковой компетенции учащихся. Важнейшим элементом системы стало целенаправленное повышение культурного интеллекта педагогов через специальные программы повышения квалификации, такие как курс «Социокультурная адаптация детей-инофонов в современной российской школе». Для поддержки учителей были созданы практические методические материалы и инструменты — карты адаптации и рекомендации для школ, учитывающие специфику Волгоградской области.
«Наша цель – не просто научить ребенка русскому языку, а помочь ему стать полноценной частью нового для него общества, – подчеркивает руководитель проекта, заведующий кафедрой русского языка как иностранного Ольга Дмитриева. – Мы создали работающий инструмент, который предотвращает маргинализацию, снижает риски межнациональных конфликтов в школах и в конечном счете способствует социальной стабильности во всем регионе».
Практическое значение проекта для социально-экономического развития региона огромно: он напрямую способствует гармонизации межнациональных отношений, повышает качество человеческого капитала и укрепляет имидж Волгоградской области как центра компетенций в сфере межкультурного образования.
Проект получил международное признание, о чем свидетельствуют благодарности от вузов-партнеров из Таджикистана и Чехии. Разработанные учеными ВГСПУ методики легли в основу международных языковых школ, олимпиад и культурных мероприятий, продвигающих русский язык и культуру за рубежом.
Получение премии подтверждает статус ВГСПУ как флагмана в области создания инклюзивной образовательной среды и решения сложных социальных задач, стоящих перед современной Россией.