Перейти к основному содержанию

В ВГСПУ апробирован инновационный формат обучения: студенты-иностранцы защищают проекты в стиле «Печа-куча»

Изображение
В ВГСПУ апробирован инновационный формат обучения: студенты-иностранцы защищают проекты в стиле «Печа-куча»

На кафедре русского языка как иностранного ВГСПУ в рамках проекта «Наука в аудитории» состоялось экспериментальное занятие. Студенты из Китая впервые представили свои проекты в формате «Печа-куча» (20 слайдов по 20 секунд). 

Этот инновационный подход знаменует новый этап в методике преподавания РКИ, направленный на развитие мягких навыков и цифровой грамотности в эпоху активного использования нейросетей.

Изображение
В ВГСПУ апробирован инновационный формат обучения: студенты-иностранцы защищают проекты в стиле «Печа-куча»

Рефлексия магистрантки Цай Циюнь, обучающейся по совместной образовательной программе с Тяньцзиньским университетом иностранных языков, наглядно показала успех апробации: «Сначала я очень боялась. 20 секунд – это очень мало! Но это заставило меня понять главную мысль и говорить только самое важное. Я почувствовала большую уверенность в своем русском языке после этого вызова». Такой отзыв демонстрирует, как новый формат помогает преодолевать языковой барьер и формирует ключевые коммуникативные компетенции.

Изображение
В ВГСПУ апробирован инновационный формат обучения: студенты-иностранцы защищают проекты в стиле «Печа-куча»

Активное использование студентами нейросетей для генерации текстов требует трансформации традиционных методов проверки знаний, и формат «Печа-куча» становится эффективным решением этой задачи. Во-первых, он обеспечивает проверку подлинного понимания материала, поскольку невозможно искусственно создать живое, хронометрированное выступление, основанное на личном опыте. Во-вторых, формат способствует развитию критического мышления, заставляя студента не просто пересказывать информацию, а структурировать и отбирать ключевые идеи. Наконец, он формирует цифровую компетентность, поскольку умение создавать уникальный персонализированный контент становится сегодня важнее простого навыка поиска готовых ответов.

Для иностранных студентов данный формат служит мощным инструментом развития ключевых навыков. Он способствует развитию спонтанной речи, формированию навыков структурирования высказывания и активному обогащению лексики. Кроме того, он помогает приобрести важнейший опыт публичных выступлений в международной среде, повышая социокультурную компетенцию. Не менее значимым является и личностный рост: формат позволяет преодолеть страх перед аудиторией, способствует развитию уверенности в себе и стимулирует креативное мышление.

Изображение
В ВГСПУ апробирован инновационный формат обучения: студенты-иностранцы защищают проекты в стиле «Печа-куча»

«Мы наблюдаем смену парадигмы образования, – комментирует заведующая кафедрой РКИ ВГСПУ Ольга Дмитриева. – Наша задача – не запрещать нейросети, а создавать образовательные ситуации, где ценится уникальная человеческая мысль и опыт. "Печа-куча" – именно тот формат, который учит студентов владеть цифровыми инструментами, а не зависеть от них. Мы планируем активно внедрять эту практику в учебный процесс».

Апробация формата «Печа-куча» подтверждает статус ВГСПУ как площадки для педагогических инноваций и демонстрирует готовность кафедры РКИ отвечать на самые актуальные вызовы современного образования.

Добавим, Печа-куча (PechaKucha) – популярный международный формат презентаций, созданный в Японии. Докладчик показывает 20 слайдов, каждый из которых сменяется ровно через 20 секунд. Общее время выступления – 6 минут 40 секунд.

Проект «Наука в аудитории» – инициатива Института международного образования ВГСПУ, направленная на внедрение актуальных научных и методических подходов в повседневную образовательную практику.